Статья взята с сайта WWW.AUDIOPLACE.RU

Общие советы по сведению музыки

Если вы хотите научиться хорошо сводить, для начала нужно узнать, как это делают другие. Поэтому необходимо слушать как можно больше разной музыки на самом разном оборудовании. Это будет отличным оправданием для наличия у вас дома огромной коллекции дисков и вашей страсти к музыке, и даже более того. Не смотрите телевизор просто так – слушайте фоновую музыку. Обращайте внимание на звуки в фантастических фильмах. Анализируйте музыку из рекламных роликов. Водите машину с включенным радио и ходите в клубы. Хорошая новость заключается в том, что вы можете наслаждаться жизнью, при этом накапливая профессиональный опыт.

Слушайте миксы, которые хорошо сделаны, и спрашивайте себя, что именно вам в них нравится. Конкретное сочетание звуков, или то, как был использован какой-то эффект? Или как здорово закомпрессирована бочка и как здорово она соответствует басу? Создает ли глубина реверберации вокала ощущение интимности, и как соотносится время спада реверберации с темпом песни? Даже в довольно простом миксе многое можно найти, если научиться внимательно слушать. Учитесь анализировать чужое сведение музыки, и вскоре у вас будет полно идей!

Следующий логический шаг – это приступить к экспериментам с вашим собственным оборудованием. Попробуйте, чего можно достичь, если попытаться подражать лучшим образцам сведения музыки, которые вы для себя определили. Очень полезно будет попробовать записать вашу версию любимой композиции или песни – при этом совершенно неважно, что у её авторов, возможно, горы оборудования, а в вашем распоряжении всего лишь две или четыре дорожки, в любом случае вы многому научитесь. Так же как при игре на музыкальном инструменте, первый шаг в обучении – это подражание тем, кем вы восхищаетесь. Ваш собственный стиль появится позже.

В процессе работы над сведением музыки, следует постоянно сравнивать то, что у вас получается, с эталоном. Делая это, вы многому научитесь.

Следующий этап – сведение собственного музыкального материала. В первую очередь, определите для себя, что несет основную смысловую и эмоциональную нагрузку, и помните об этом, когда будете применять компрессию и другие эффекты. Затем, поймите, какие инструменты и тембры наиболее характерны для данного стиля музыки, например, бас и ритм-секция. После этого занимайтесь инструментами меньшей важности, поднимая их на такой уровень, на котором они чувствуют себя комфортно. Регулярно проверяйте общий баланс и следите за тем, что все участки частотного диапазона ровно заполнены (для этого очень важно знать и верить своим мониторам). Когда почувствуете, что у вас получается, сделайте короткий перерыв и дайте ушам отдохнуть.

Убедитесь, что ваш микс хорошо звучит в моно, до того как начнете крутить ручки панорамы, и помните о том, что бас должен быть всегда в центре, или близко к центру, в зависимости от музыкального стиля. Когда настроите стерео-картину, проверяйте ваш микс на моно-совместимость. Это помогает услышать микс с другой стороны, и часто обнажает проблемы в балансе...

Тональный баланс хорошего микса во многом определяется изначальным выбором инструментов и звуков, а также аранжировкой, но небольшие поправки эквалайзером могут быть внесены, чтобы, например, освободить место для вокала, или приоритетного инструмента. При использовании эквалайзера, частоты лучше вырезать, чем поднимать. Когда сведение близко к идеальному, изменение всего на пару децибел будет очень сильно заметно, так что будьте аккуратны с радикальными изменениями, возможно, лучше снова сделать перерыв :-) Степень использования эффектов также будет сильно влиять на ваше восприятие того, как далеко или близко что-то звучит...

Теперь стоит уделить внимание специальным нюансам, которые дают миксу характер и делают ваше сведение музыки узнаваемым. Наконец, попробуйте прослушать ваше сведение на очень низкой громкости, чтобы представить, как всё это будет звучать на маленькой аудио-системе. Также будет полезно проверить ваш микс в автомобиле.

Общие принципы сведения

Несмотря на то, что в сведении всегда есть поле для творческих экспериментов, существуют общепринятые правила и техники, с которыми стоит ознакомиться прежде чем начинать нарабатывать свой собственный стиль сведения.

- Панорамируйте бочку и бас в центр, и оставляйте их относительно сухими. Эти элементы являются основой и собирают вокруг себя все остальные, поэтому с них хорошо начинать работу по сведению.
- Размещайте малый барабан (snare drum) в центре, а затем панорамируйте остальные ударные. Однако, избегайте слишком сильного панорамирования, довольно жутко себе представить, как руки барабанщика растягиваются по всему стерео-пространству. Тем не менее, крайние варианты панорамирования хорошо работают для нектороых перкуссий, типа тамбуринов, шейкеров и т.д.
- Аккуратно выбирайте время спада реверберации на барабанах и перкуссиях; если оно будет слишком большим, легко потерять ритмический драйв, к тому же, реверберация заполняет пространство между звуками, и психоакустически понижает громкость.
- Настраивайте остальные инструменты на подходящие уровни громкости, и, если они хорошо и сбалансировано звучат в моно, разделяйте их при помощи панорамирования. Следите за общим стерео-балансом, как ушами, так и при помощи измерительных  приборов.
- Ведущий вокал должен быть в центре и достаточно близко, спереди. Если вокал слишком громкий, он будет выбиваться, если слишком тихий – потеряет разборчивость. Полезно слушать микс из соседней комнаты, особенно при отстройке вокала.
- Некоторые инструменты, особенно человеческий голос, часто требуют изменения громкости в процессе развития композиции, чтобы  сохранять соответствующую динамику. Подходящий мягкий компрессор сделает эту работу гораздо проще, а также часто может помочь сделать вокал более ярким и выдающимся. Однако, не переусердствуйте с компрессором (если только вы специально не хотите добиться такого эффекта).
- Используйте реверберацию так, чтобы она тонально соответствовала вокалу, и помните – отношение прямого сигнала к обработанному имеет четкую связь с воспринимаемой интимностью, или, напротив, дистанцией от исполнителя.

Распространенные ошибки при сведении

Вот краткий список вещей, которые не стоит делать при сведении:

- Не сводите когда вы устали после 14-часовой записи
- Не пытайтесь достичь баланса, постепенно поднимая громкость, вы закончите нехваткой запаса по громкости и искажениями.
- Не пытайтесь сделать каждую часть большой и впечатляющей, иначе ваш микс будет звучать как звуковое соревнование. Примите, что некоторые части должны быть спереди, а некоторые – в фоне.
- Не забудьте убедиться, что микс звучит хорошо в моно, перед тем как начнете настраивать панораму.
- Не стоить производить мониторинг на постоянно повышающейся громкости, это ослабляет чувствительность и быстро утомляет. Более того, это может повредить ваши уши, и ослабить восприятие звука на продолжительное время.
- Не забывайте проверять каждый сигнал в отдельности на наличие шума или искажений. Настройте ваш микшер и цепи эффектов перед началом сведениея. (Если речь идет о аналоговом сведении, с цифровым всё несколько проще).
- Не топите микс в своем любимом эффекте. Большинство лучших примеров сведения демонстриуют очень аккуратное применение эффектов.
- Не пытайтесь достичь лучшего разделения инструментов, повышая эквалайзером уровень определенных частот на каждом инструменте – итоговый результат будет звучать грязно и неестественно. Если используете эквалайзер – вырезайте, а не добавляйте.
- Не соблюдайте правила, если нарушив их вы можете сделать микс лучше!

Статья взята с сайта WWW.AUDIOPLACE.RU